-¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в  »Ќќ_»_¬—≈_ќ_Ќ≈ћ

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 1) –ецепты_домохоз€ек
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.07.2016
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 2210

—оветска€ кинокритика о премии Ђќскарї

¬торник, 28 ‘еврал€ 2017 г. 12:10 + в цитатник

»нфантильна€ гонка за «ќскаром» чужда советскому кино, констатировали критики: «“акой роковой и зловещей властью в нашей стране „ќскар“ не обладает».

1 (575x430, 164Kb)

—месь отвращени€ и любопытства — примерно так можно описать интонацию, с которой год за годом рассказывала советска€ пресса о церемони€х вручени€ премий јмериканской киноакадемии и результатах распределени€ «ќскаров». ѕереполненные снисходительностью и скрытой гордостью заметки о победах кино ———– чередовались с гневными филиппиками в адрес организаторов, заокеанской киноиндустрии и президента —Ўј, который чуть ли не лично чинил преп€тстви€ на пути советских и других честных кинолент к экранам. ¬ласть «главного злоде€ Ѕелого дома» простиралась столь широко, что даже была способна поставить непреодолимые преграды на пути у фильма «Ѕелый Ѕим „ерное ухо» (так, во вс€ком случае, считал его режиссер —танислав –остоцкий).  иноѕоиск изучил советские публикации о премии јмериканской киноакадемии и обнаружил, что ненависть к ней сменилась на любовь в тот момент, когда советское кино уже кончилось. ¬ тексте сохранено оригинальное написание имен и названий, использованное в источниках цитат.

1961

«„то такое „ќскар“»

Ќаша читательница, старший режиссер-инспектор «ћосфильма» ≈. ƒомбровска€ пишет: «ѕрошу на страницах вашей газеты рассказать о премии „ќскар“, присуждаемой в —Ўј за кинопроизведени€ и за творческие достижени€ работников кино». “акие же письма прислали и другие читатели. ќтклика€сь на их просьбу, публикуем статью ј. »рхина. <...> ¬ присуждении «ќскара» не участвуют ни зрители, ни кинокритики, а только члены јкадемии киноискусства. »х 333. –ешающее вли€ние на выбор кандидатов дл€ премии оказывают отзывы прессы. „лены академии часто подают свои голоса за те фильмы и за тех артистов, о ком больше шум€т.  ак правило, подлинные прогрессивные произведени€ «ќскарами» не награждаютс€ (газета «—оветска€ культура», 21 сент€бр€ 1961 года).


2 (575x383, 116Kb)
Ѕетт ƒэвис со своим «ќскаром» за фильм «»езавель», 1939 год

 

«ќшиблась Ѕэтт ƒэвис»

 огда «—оветска€ культура» напечатала 21 сент€бр€ с. г. под рубрикой «ѕо просьбе наших читателей» заметку о премии «ќскар», в редакцию стали приходить письма из —ыктывкара и Ѕаку, —аратова и Ќовочеркасска,  иева и ≈ревана, ќдессы и ћинска, писали и москвичи. „итатели обратили внимание, что наши сведени€ о том, откуда произошло само название «ќскар», расход€тс€ с мемуарами Ѕетт ƒэвис «ћой путь в искусстве», опубликованными в є 5 журнала «»скусство кино». “ам американска€ актриса утверждает, что это она дала название призу. ’отим сообщить √. ƒудиновой, ¬. Ѕойко. ё. Ћитвинову, ». Ѕерг, ј. √ригор€н, ќ. ‘едотовой, Ћ. Ўкапу, Ѕ. —еменовой, ќ. ѕротько и другим интересующимс€ следующее. <...>

ѕриз јкадемии киноискусств и кинонаук — позолоченна€ бронзова€ статуэтка — до 1931 года был безым€нным, в 1931 году нынешний ответственный секретарь академии ћаргарет √еррик пришла туда на работу в должности библиотекар€. ≈е в шутку представили «одному из главных членов организации» — статуэтке, и √еррик заметила: «ќн похож на моего д€дю ќскара». ¬ комнате случилс€ газетчик, он дал назавтра заметку с четырьм€ строками: «—лужащие нежно прозвали свою знаменитую статуэтку ќскаром». ќтсюда и пошло название. “акое объ€снение дано и в заметке «—оветской культуры». –ассказ же Ѕетт ƒэвис, напечатанный «»скусством кино», относитс€ к 1936 году и принадлежит, очевидно, к ошибкам пам€ти (газета «—оветска€ культура», 16 но€бр€ 1961 года).

 

1969
3 (575x457, 173Kb)

ѕьер Ѕезухов (—ергей Ѕондарчук) в окружении группы фанатов / ‘ото со съемок фильма «¬ойна и мир»

 

«“ревоги насто€щие и надуманные»

  сожалению, встревоженный последстви€ми, которые может повлечь за собой присуждение голливудской премии картине ƒзефирелли [«–омео и ƒжульетта»] (независимо от того, что сама по себе она полна художественного оба€ни€ и вполне заслуживает одобрени€), корреспондент [италь€нской газеты] «”нита» распростран€ет свое негодование и на присуждение «ќскара» советской кинокартине «¬ойна и мир».  онстатиру€ «триумф, который одержала в Ћос-јнджелесе работа —. Ѕондарчука», он спрашивает: «ƒолжны ли мы этому бурно радоватьс€ или же тревожитьс€ за будущее советского кино, которое, когда оно было действительно великим, даже не обращало внимани€ на инфантильную гонку за „ќскарами“?»

Ќо, думаетс€, тут нет никакого вопроса. јвтору корреспонденции ведь превосходно известно, что никакой гонкой за «ќскарами» советска€ кинематографи€ не занималась прежде, не занималась и на этот раз. “ака€ гонка настолько чужда этическим принципам и идейным позици€м наших кинематографистов, что нелепо было бы их в этом заподозрить. <...> “акой роковой и зловещей властью в нашей стране «ќскар» не обладает (ќ.  ., журнал «»скусство кино», є 7 за 1969 год).

1973


4 (575x431, 95Kb)
јктриса —ачин ћаленькое ѕеро (ћари€-Ћуиза  руз), выступивша€ на оскаровской церемонии вместо ћарлона Ѕрандо

 

«¬ тени сверкающих „ќскаров“»

  традиционному голливудскому хеппи-энду в этом году (как и в прошлом, когда ƒжордж —котт отказалс€ прин€ть премию за роль в фильме «ѕаттон», прославл€ющем американскую военщину) примешалс€ горький привкус реальности.  ак известно, ћарлон Ѕрандо бросил вызов официальной јмерике, отказавшись от «ќскара» в знак протеста против политики геноцида в отношении индейского населени€ —Ўј. <...> јктер предпочел выйти из этой игры. —овесть человека помогла ему увидеть в ее интригах всю непригл€дную действительность —Ўј (газета «—оветска€ культура», 6 апрел€ 1973 года).

1974


5 (575x331, 136Kb)
ƒжордж Ћукас на съемках фильма «јмериканские граффити»

 

«Ќью-…орк. «има»

јмериканской аудитории нрав€тс€ сейчас картины меланхолические, полные грусти по неисполнимым мечтани€м. “оска по прошлому доминирует. Ќе случаен в этой св€зи успех фильма «јмериканские граффити», выдвинутого на «ќскара» в п€ти категори€х. „увство потер€нности, особенно среди молодежи, усиливает общую депрессию, учащаютс€ случаи самоубийств, которые станов€тс€ уже прогнозируемыми. “ак, всеведуща€ статистика утверждает, что в 1974 году попытаютс€ покончить с собой по крайней мере 70—80 тыс€ч молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет ( омов ё., журнал «»скусство кино», є 8 за 1974 год).

1978


6 (575x441, 230Kb)
¬анесса –едгрейв

 

«—ердца и умы»

ћного проблем доставл€ет консервативному √олливуду и его хоз€евам то обсто€тельство, что идет пр€мой телерепортаж оскаровского шоу. ¬ программе лишь незначительные музыкальные вставки и номера, записанные накануне. “е, кто так ратует за «свободу слова», живого слова бо€тс€ — бо€тс€ голоса правды. ¬се, что не укладываетс€ в «традиционные» рамки шоу, старательно затушевываетс€. Ѕесчинства молодчиков из «Ћиги защиты евреев», устроивших 3 апрел€ 1978 года насто€щий сионистский шабаш у здани€ лос-анджелесского ћюзик-центра в св€зи с выдвижением на «ќскара» ¬анессы –едгрейв (она посмела прин€ть участие в создании документального фильма под названием «ѕалестинцы»), на страницах американской печати выгл€дели как почти невинные проказы. ј слова, сказанные –едгрейв по адресу разбушевавшихс€ хулиганов, — слова актрисы, напомнившей членам академии, что, как видно, маккартистские времена «охоты за ведьмами» еще не прошли, трактовались как неуместные. “ак было и раньше ( омов ё., «√олливуд без маски», ћ., «»скусство», 1982 год).

1979


7 (575x453, 154Kb)
“ворческа€ группа фильма «ќхотник на оленей»

 

«ќскар» за извращение истории

√олливуд выполнил заказ милитаристских кругов —Ўј: он не только состр€пал гр€зную фальсификацию об американской войне во ¬ьетнаме, но и наградил себ€ за это «произведение» главным призом — премией «ќскара». Ётот престижный приз √олливудской академии киноискусства присужден фильму «ќхота на оленей», выпущенному компанией «ёниверсал». ‘ильм признан «лучшим» кинопроизведением прошлого года. ¬ этой кинокартине многое поставлено с ног на голову. јмериканские оккупанты во ¬ьетнаме, например, изображаютс€ жертвами, а героические вьетнамские воины, боровшиес€ за свободу своего народа, — палачами. ‘ильм €вл€етс€ грубейшим искажением исторической правды, он оскорбл€ет вьетнамский народ и его великий подвиг, наносит оскорбление мировой прогрессивной общественности, в том числе американской, котора€ боролась против гр€зной войны. <...>

ѕримечателен тот факт, что премию «ќскара» изготовители картины получили из рук актера ƒж. ”эйна, который был не только одним из €рых сторонников гр€зной войны во ¬ьетнаме, но и использовал киноискусство дл€ оправдани€ агрессивных целей американской военщины в ёго-¬осточной јзии. ќн исполн€л главную роль в сн€той по заказу ѕентагона киноподелке ««еленые береты» („ернышев ¬., корр. “ј—— — специально дл€ газеты «—оветска€ культура», 13 апрел€ 1979 года).


8 (575x320, 182Kb)

ѕостер советского фильма «Ѕелый Ѕим „ерное ухо»

 

«Ёкран политической темы»

ƒве наших картины — «ј зори здесь тихие...» и «Ѕелый Ѕим „ерное ухо» — получили номинацию на «ќскара» (в 1973 и 1979 годах — ѕрим. ред.), то есть были признаны јмериканской академией киноискусств в разные годы в числе п€ти лучших иностранных фильмов мира. ¬с€кий, кто знаком с положением в кинематографии —Ўј, может подтвердить, что фильм, получивший номинации «ќскара», даже если он до этого не пользовалс€ особым успехом, неизменно собирает большое количество зрителей после выдвижени€: слишком высок престиж этой премии в стране. » тем не менее ни ««ори», ни «Ѕелый Ѕим» в —оединенных Ўтатах не демонстрировались, если не считать показов на фестивал€х и других киномеропри€ти€х. ј ведь о том же «Ѕиме» один из американских критиков писал, что этот фильм должен был бы посмотреть каждый житель —оединенных Ўтатов. ¬ чем же тут дело? „то же, выходит, предприниматели своей выгоды не понимают? Ќет, конечно...

«десь вступают в действие совсем другие факторы, далекие и от искусства, и от деловых соображений. ¬ јмерике, и особенно в сегодн€шней јмерике, где при рейгановской администрации заметно активизировались крайне правые, реакционные силы, намеренно преграждают путь всему, что может возбудить симпатии к нашей стране, к миру социализма, и советские фильмы не составл€ют в этом смысле исключени€. Ќа состо€вшемс€ во врем€ —ан-‘ранцисского фестивал€ просмотре «Ѕелого Ѕима» две с половиной тыс€чи зрителей, заполнившие кинотеатр « астро», аплодировали нашему фильму во врем€ сеанса. » это не были аплодисменты вежливости фестивальной публики: в кинотеатре собралась в основном молодежь из близлежащих кварталов (кинорежиссер —танислав –остоцкий, журнал «»скусство кино», є 9 за 1982 год).

1982


9 (575x416, 105Kb)

 адр из венгерского фильма «ћефисто»

 

«—юрпризы „ќскара“»

¬след за советской картиной «ћосква слезам не верит», котора€ была признана лучшим иностранным фильмом весной прошлого года, «ќскара» в той же категории удостоена работа венгерских кинематографистов «ћефисто», повествующа€ о судьбе актера под фашистским игом. ѕечать расценивает это как новую большую победу кинематографии социалистических стран.

ќна тем более весома и значительна, что была завоевана в услови€х попытки превратить церемонию награждений в антисоциалистический фарс. — этой целью вли€тельными в √олливуде силами в число соискателей «ќскаров» была буквально вытащена за уши, несмотр€ на решительные протесты самих польских кинематографистов, клеветническа€ лента ¬айды «„еловек из железа». ќткровенно несосто€тельна€ в художественном отношении (даже по оценке американской прессы), наспех склеенна€ фальшивка пригл€нулась ее «почитател€м» только потому, что без зазрени€ совести клевещет на социализм. Ќо она оказалась настолько слаба, что попытки увенчать киноклевету золочеными лаврами потерпели позорный провал даже в услови€х цар€щей в —Ўј антисоветской и антипольской истерии („ернышев ¬., корр. “ј—— — специально дл€ газеты «—оветска€ культура», 6 апрел€ 1982 года).

1983«

—ама жизнь стучитс€ в двери академии»...

“ак кто же такой «ќскар»? Ёто небольша€ статуэтка высотой чуть больше 33 сантиметров и весом около четырех килограммов. ¬ первые годы ее отливали из бронзы. —ейчас ее отливают из сплава британий, потом покрывают золотом. ќпределить пол «ќскара» не представл€етс€ возможным. Ёто вечна€ загадка. ¬ этом, говор€т, заложен большой смысл. ¬озможно, была сво€ логика и в том, что журналисты, получившие допуск на церемонию, наблюдали за происход€щим по телевизору. ¬ зал нас не пустили даже в смокингах (”стименко ё., корр. “ј—— — специально дл€ «—оветской культуры», 16 апрел€ 1983 года).


10 (575x383, 119Kb)
 инорежиссер –ичард јттенборо

 

«”коры совести»

¬ заполненном до отказа концертном зале «ƒороти „эндлер павильон» было жарко — утверждают, что мощность осветительной аппаратуры превышала полтора миллиона ватт. Ќо, думаетс€, слезы наворачивались на глаза у јттенборо не от духоты и слеп€щего света юпитеров. Ёто были слезы победител€: его фильм «√анди» собрал в этом году самый большой урожай золотых «ќскаров». » одновременно это были слезы искреннего, обращенного ко всему человечеству призыва: не допустить войны, сберечь мир. <...>

≈сли судить по едким замечани€м иных правых писак, то за последние год-полтора √олливуд изр€дно «порозовел». “акие кинозвезды, как ѕол Ќьюмэн, —элли ‘илд или известный советским зрител€м по фильму «¬елика€ ќтечественна€» Ѕэрт Ћанкастер, числ€тс€ здесь уже чуть ли не «агентами  ремл€». ќни — о страшный грех! — осмеливаютс€ оказывать финансовую помощь массовому движению за замораживание €дерных арсеналов.  ак будто звезды эти не граждане —Ўј, а особа€ людска€ категори€, на которую настроени€ 79 процентов жителей — а именно столько сейчас американцев, по данным опросов, поддерживают замораживание — не распростран€ютс€. <...>

’от€ «√анди» прочили успех, все же восемь «ќскаров» оказались сюрпризом. ћногочисленные кинооракулы делали главные ставки на ленту «Ёкстратерре-стриал» («¬неземной»), созданную одаренным молодым голливудским режиссером —тивеном —пилбергом. ¬едь «Ё. “.», как кратко называетс€ картина, побил все рекорды кассовых сборов в истории американского кинематографа. «—оветска€ –осси€» уже писала об этой ленте — истории головастого, нелепого и смешного инопланет€нина, которого пришельцы из другой галактики впопыхах оставили на «емле.

ќбнаружившие Ё. “. реб€тишки оберегают его от «жестоких взрослых» и в конце концов благополучно отправл€ют обратно в загадочную космическую даль. Ќашему миру, ненав€зчиво внушает зрителю режиссер, €вно недостает детской нежности и теплоты. “рогательна€ лента —пилберга — отнюдь не большое слово в кинематографии. Ёто всего лишь сказка, ловко эксплуатирующа€ все еще модную здесь «внеземную» тему, а заодно и не менее ловко играюща€ на эмоци€х аудитории (Ћютый ј., корр. “ј—— в —Ўј дл€ газеты «—оветска€ –осси€», 17 апрел€ 1983 года).


11 (575x601, 174Kb)
√убернатор  алифорнии –ональд –ейган и его супруга Ќэнси на церемонии вручени€ «ќскаров» в 1967 году

 

«„ќскар“ против –ейгана»

ƒл€ весьма посредственного актера –ональда –ейгана преми€ «ќскар», присуждаема€ голливудской киноакадемией, всегда была недос€гаемой. ѕриходитс€ ему довольствоватьс€ ролью главного злоде€ Ѕелого дома, подвергающего смертельной опасности обстановку в мире. ѕоэтому неудивительно, что, узнав о присуждении главной американской кинопремии канадскому документальному фильму «≈сли вы любите эту планету», где в невыгодном свете предстает политика нынешней вашингтонской администрации, президент вышел из себ€.

–аспространению этой ленты –ейган еще задолго до выдвижени€ ее на «ќскар» стремилс€ помешать административными мерами, не имеющими ничего общего с обычно фарисейски им восхвал€емыми демократичными «правилами игры». ‘ильм «≈сли вы любите эту планету» режиссера “ерри Ќэша совершенно в маккартистском духе был занесен в черные списки. ѕисьменное разрешение на его показ сопровождала официальна€ правительственна€ преамбула, предупреждающа€ о некоей «пропагандистской функции» картины. јмериканские прокатные организации получили дискриминирующее указание сообщать соответствующим инстанци€м имена и адреса всех, кто намерен демонстрировать фильм. ¬от она, свобода по-американски (Ўлегель ’. »., «—оветский экран», є 1 за 1984 год)!

1986


12 (575x381, 103Kb)
ћухаммед јли и —ильвестр —таллоне

 

«“усклый блеск золотой фигурки»

“ак называемое «оскаровское шоу» с каждым годом тер€ет телезрителей. Ѕеда не в том, что само представление, как правило, зат€гиваетс€ на три часа и более, а его участники рассыпаютс€ в благодарност€х, подолгу и без особого разбора помина€ актеров и режиссеров, мастеров света и грима, родственников, друзей и случайных знакомых. Ѕеда в том, что фильмы — участники конкурса, выдвинутые на соискание «ќскаров», как пишет «Ћос-јнджелес “аймс», предстают «сплошным р€дом унылых и однообразных картин». <...>

јмериканцы с растущим беспокойством и тревогой след€т за развитием событий, происход€щих за тыс€чи километров от границ —оединенных Ўтатов. Ќынешний хоз€ин Ѕелого дома не скрывает, что из всех фильмов прошлого года предпочитает «–эмбо». ќн выступил с этим признанием в ходе специальной программы телекомпании Ёй-би-си, показанной вслед за передачей о церемонии вручени€ «ќскаров». «а день до этого «–эмбо», равно как его режиссер, сценарист и исполнитель главной роли, были опозорены преми€ми «ћалины», названными так, скорее всего, потому, что о «развесистой клюкве» здесь не знают (”стименко ё., корр. “ј—— — специально дл€ «—оветской культуры», 29 марта 1986 года).

1988

«„ќскары“ вручены»

Ќеобычайна€ престижность «ќскаров» сохран€етс€. » не только в јмерике. ÷еремонию, котора€ проходила в Ћос-јнджелесе в понедельник, смотрели живьем или в записи полтора миллиарда жителей 88 стран. Ќасколько € понимаю, —оветский —оюз в число восьмидес€ти восьми не вошел. «р€, церемонии эти ничуть не уступают по своей драматичности хоккейным или футбольным матчам, транслируемым во множестве и отовсюду. ѕо познавательности, € думаю, превосход€т. Ќу а ко всему прочему, это отменное зрелище.  расочное, €ркое, шумливое, веселое. » непредсказуемое (Ўальнев ј., соб. корр. газеты «»звести€» в Ќью-…орке, 12 апрел€ 1988 года).

1990


13 (575x431, 214Kb)

Ѕилли  ристал на церемонии вручени€ «ќскаров» в 1991 году

 

«ћосква вручает „ќскара“»

27 марта на рассвете √осударственный киноконцертный зал «–осси€» стал одной из «опор» телемоста, св€завшего столицу √олливуда Ћос-јнджелес с Ћондоном, “окио, Ѕуэнос-јйресом, —иднеем и ћосквой. »менно эти города были выбраны на сей раз дл€ вручени€ призов. <...> ќговоримс€ сразу, в Ћос-јнджелес мы не попали, и все происходившее наблюдали в «–оссии» по мониторам. «десь собрались ведущие советские кинематографисты, известные артисты театра, эстрады, гости. ј на сцене ритуал определени€ фильма-победител€ предсто€ло исполнить ƒжеку Ћеммону (помните «¬ джазе только девушки»?) и Ќаталье Ќегоде. —удьба зарубежного «ќскара» была скрыта в п€ти конвертах, доставленных из √олливуда в ћоскву. Ѕыло известно, что на главный приз претендуют кинокартины производства ƒании, »талии, ѕуэрто-–ико, ‘–√ и  анады. ќбошлось на сей раз, увы, без советских лент. “ак что в наше отсутствие «ќскар» досталс€ италь€нской работе « инотеатр „ѕарадиз“».

Ќо будем наде€тьс€, что и советский кинематограф станет достойным соперником в сост€зании на зарубежный «ќскар». ¬едь, по мнению американских специалистов, нынешн€€ церемони€ должна стать символом, характеризующим значительное расширение контактов советских и американских кинематографистов. » вообще, ћосква не случайно выбрана местом вручени€ этой награды. ѕричина проста: сегодн€ ———– находитс€ в орбите мировых событий, и грех не укрепить ее с помощью кино ( ириллов ј., газета «Ћенинское знам€», 29 марта 1990 года).

–убрики:  ‘ќ“ќ
»Ќ“≈–≈—Ќќ≈
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



”_ ќЋќƒ÷ј   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 ‘еврал€ 2017 г. 16:18 (ссылка)
≈сли нельз€, но очень хочетс€, то можно. ѕримерно так действовал ———–.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку