-¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в  »Ќќ_»_¬—≈_ќ_Ќ≈ћ

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) ÷арство_ улинарии –ецепты_домохоз€ек
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.07.2016
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 2602


Ќесн€тые фильмы: Ђ√офманианаї јндре€ “арковского

„етверг, 06 јпрел€ 2017 г. 15:05 + в цитатник

Ќа счету у  јндре€ “арковского, семь с половиной сн€тых картин (если считать « аток и скрипку») и дес€тки, увы, несн€тых. «»диот», «ѕреступление и наказание», «¬олшебна€ гора», «»осиф и его брать€», «ƒоктор ‘аустус», «—тепной волк», «ћастер и ћаргарита» — вот далеко не полный список проектов, которые режиссер не успел осуществить за свою жизнь. —ама€ мучительна€ участь досталась уже оформленным иде€м, обреченным остатьс€ в заточении на страницах сценари€. ѕостигла она и «√офманиану».

ƒолги, деревн€, √офман

“арковский заканчивал 1974 год в тревожных чувствах. —борка ,,«еркала" далась т€жело: режиссер испробовал 20 вариантов монтажа и никак не находил того самого, единственного.  артине еще предсто€ло пройти суд экспертной комиссии и получить прокатную категорию. ѕредварительный показ чуть не закончилс€ скандалом. ѕредседатель √оскино ‘. “. ≈рмаш сердито бросил: «” нас есть свобода творчества, но не до такой же степени!»

Ќа съемках фильма Ђ«еркалої

Ќа съемках фильма ««еркало»

Ќешуточные споры вокруг фильма отразились и на результатах голосовани€. «а первую категорию набралось 11 голосов, за вторую — 12. –азочарованный “арковский написал тогда в «ћартирологе»: «—осто€лось обсуждение в комитете, где все кл€ли мен€ на чем свет стоит». ¬ итоге выпустили 84 копии вместо обычных нескольких сотен. ¬тора€ категори€ не только ограничила прокат, но и существенно снизила оплату: режиссер получил 6 тыс€ч рублей, а с вычетом налога и неустойки за перерасходованную пленку осталось меньше 4 тыс€ч, на которые предсто€ло жить до следующей постановки.

Ќесколько мес€цев “арковский упорно обивал пороги студийных начальников c идеей поставить «»диота» или экранизировать «ѕикник на обочине» братьев —тругацких, но √оскино прохладно молчало. ƒенег не хватало уже ни на что, пришлось влезть в долги. “огда “арковский решил уехать в деревню, в дом, который надо было еще достраивать и обживать. “ак, ему казалось, будет дешевле и спокойнее. «ћес€ц провел в ћ€сном, — писал он в дневнике. — Ќе прочел ни строчки. ѕилил и колол дрова, чинил с –одиным ћ. ». электропроводку, сделанную чрезвычайно халтурно. “€па (сын режиссера — ѕрим. ред.) очень вырос, и € скучаю сейчас о нем. ¬ доме холодно».

Ђ«еркалої

««еркало»

—пасение пришло откуда не ждали. Ёстонска€ киностуди€ предложила “арковскому написать сценарий «на что-нибудь из немцев». –ежиссер согласилс€ и в конце феврал€ заключил договор с «“аллинфильмом» (текст ждали к 1 августу). «»з немцев» режиссер выбрал ни много ни мало “еодора √офмана, однако материал упорно сопротивл€лс€. ¬ своем дневнике “арковский впервые упоминает о нем лишь 30 апрел€: «—ценарий по √офману не вытанцовываетс€». —ледующа€ запись о «√офманиане» относитс€ уже к 3 июн€: «„то-то он у мен€ не получаетс€, этот сценарий. Ќет конструктивной идеи». Ќаконец 2 июл€ “арковский констатировал: «Ќадвигаетс€ кошмарное врем€. 1-го сдавать √офмана, а у мен€ — ни строчки».

ѕочему √офман?

Ќа страницах «ћартиролога» “арковский часто признавалс€ в любви к немецкой литературе: звучали имена “омаса ћанна и √ермана √ессе, но почти ни слова об одном из главных романтиков немецкого искусства. “ем не менее “арковский любил мистику и в итоге задумал «√офманиану» как своеобразное продолжение ««еркала». ¬ этом сценарии отражалс€ он сам — человек в агонии, который боретс€ не только за право оставатьс€ художником, но и за право иллюзорного мира быть частью реальности.

–абота€ над текстом, “арковский обращалс€ к дневниковым запис€м √офмана и его биографии. јссистент режиссера ћарианна „угунова от руки переписывала факты из книги ∆ана ћистлера «∆изнь √офмана», достать которую можно было только в Ѕиблиотеке им. Ћенина, и посылала в деревню ћ€сное по два письма в неделю. ƒл€ сценари€ режиссер также использовал новеллы «ƒон ∆уан», «»стори€ о пропавшем отражении» и « авалер √люк», послужившие своего рода двигател€ми сюжета.

јндрей “арковский

јндрей “арковский

¬ материале, из которого должен был сложитьс€ сценарий, “арковский чувствовал автобиографический потенциал. √офман, проработавший большую часть жизни чиновником, посто€нно терзалс€ по поводу своего истинного предназначени€: « то € такой все-таки?» »ли: «я даже не знаю, кто €... ј?  то €, “еодор?» — вопрошал со страниц сценари€ писатель. ¬опрос самоидентификации всегда был важен дл€ “арковского, тратившего большое количество времени (в сущности, свою жизнь!) на отстаивание собственного творческого видени€ перед близорукими чиновниками и коллегами-кинематографистами.

ƒругое зеркало

«√офманиана» строитс€ на предсмертной исповеди геро€. ¬еликий сказочник и композитор “еодор √офман готовитс€ к уходу из жизни. ’рупкий телом, он лежит в просторной спальне в Ѕерлине, вокруг кровати смен€ютс€ персонажи, реальные и выдуманные. ¬ зеркале, что висит на противоположной стене, √офман ищет свое отражение и не находит. ѕереполненна€ фантазмами речь писател€ вольно пересекает временные границы: жизнь чередуетс€ истори€ми, рассказанными в новеллах, как тасующа€с€ колода карт.Ђ«еркалої

««еркало»

“арковский не придерживалс€ четкой хронологии событий, отдава€ дань мозаичной структуре, которую уже опробовал в ««еркале». √еографи€ текста бесконечно условна. ƒействие происходит сразу в нескольких городах и в нескольких измерени€х, посто€нно перемеща€сь от €ви ко сну. ≈динственна€ посто€нна€ величина (помимо бокальчика пунша в руках немецкого писател€) — зеркало, которое по природе своей двойственно.

«еркало важно. «еркало — это проход в другие миры, в запредельность детства и смерти. √офман посто€нно смотритс€ в него. ќно стоит у него в комнате, поблескивает в театральной ложе, таинственно мерцает в темных коридорах родового замка –осситтен. Ќе отража€, зеркало все равно показывает √офману, как выгл€дит смерть: « огда слуга, расклан€вшись, уходит, √офман выпивает свой бокал пунша и медленно подходит к высокому зеркалу, сто€щему в простенке между окнами. ≈го опасени€ сбываютс€: в холодном стекле отражаетс€ пустота. ќн придвигает кресло, становитс€ на него и приближает лицо к зеркальной поверхности так близко, что стекло запотевает от его дыхани€. Ќо своего отражени€ в зеркале он не видит...»

Ђ«еркалої

««еркало»

“арковский и √офман прогл€дывают друг через друга. ќни двойники. Ќаход€сь между €вью и сном, герой «√офманианы» постигал то, что незримо дл€ обывател€. «я похож на детей, родившихс€ в воскресенье! ќни вид€т вещи, невидимые другим», — произносил он перед смертью. “арковский вкладывал в его сухие, уже нездешние уста свою речь.

— задачей не справилс€

ƒописывать «√офманиану» пришлось осенью 1974 года, попутно готов€сь к знаменитой театральной постановке «√амлета» с јнатолием —олоницыным в главной роли. ¬ середине окт€бр€ сырой вариант сценари€ “арковский прочитал жене Ћарисе: «≈й очень понравилось. “олько кто будет ставить? ƒа и сможет ли кто-нибудь его поставить? ќсталось написать еще один большой эпизод. ѕока еще не знаю, какой именно. ј нужно дл€ цельности и размеров».

Ётим недостающим звеном в сценарии стал пожар, выписанный из биографии √офмана. Ћетом 1817 года, в самый разгар небывало успешной оперы «”ндина», театр охватило страшное плам€, за которым √офман наблюдал из окна своей спальни. „то он мог чувствовать и думать, зна€, что вместе со зданием в пепел превращаютс€ все костюмы, декорации и ноты? ¬от как “арковский описал это в сценарии: «„√осподин √офман! — наруша€ одиночество маэстро, кричит, по€вившись в двер€х, пожилой человек в ливрее. — ѕожар! “еатр горит!“ «дание театра охвачено пламенем.   нему невозможно приблизитьс€ от жара. ѕожарные лошади шарахаютс€, обрыва€ упр€жь. Ћопаютс€ цветные окна. ¬ дыму мечетс€ голубина€ ста€. Ќочь. ƒым€тс€ стены пожарища. ћрачно смотр€т оконные проемы в безоблачное звездное небо». “еперь, когда “арковский сн€л все фильмы, какие успел, в этом неурочном пожаре критики легко угадают один из его любимых образов — охваченный пламенем дом, который был и в ««еркале», и намного позже в ,,∆ертвоприношении".

Ђ∆ертвоприношениеї

«∆ертвоприношение»

—ценарий был завершен 19 окт€бр€. ¬ “аллине «√офманиану» прин€ли без единой правки и задумались о возможной постановке с подключением к проекту ‘–√. »значально “арковский не собиралс€ ставить «√офманиану, но эстонцы в этой роли видели только его. ¬ √оскино в сценарии тоже не заметили «ничего криминального», впрочем, любезно попросили исправить пару моментов: «“ам, где без пунша √офман не может творить и где произносит слова в тосте по поводу непознаваемости мира». ¬се шло неплохо, но вскоре “арковский получил крайне неожиданное письмо с «“аллинфильма», где сообщалось, что √оскино не прин€ло сценарий, поскольку режиссер «не справилс€ с возложенной на него задачей». ¬ качестве утешени€ “арковскому пообещали опубликовать сценарий в журнале «»скусство кино». Ќу не издевательство?

  сорванному фильму “арковский вернулс€ уже в эмиграции и после «∆ертвоприношени€» планировал все же сн€ть «√офманиану». ¬елись переговоры с продюсерами из √ермании. «Ќемцы из ‘ранкфурта —  арло и Ѕрундиг — готовы где-то в сент€бре заключать со мной контракт на „√офманиану“». »нтересно, что на роль главного геро€ “арковский хотел пригласить ƒастина ’оффмана, но скоротечна€ болезнь не позволила осуществить эти планы.  ак, впрочем, и многие другие. ќт несн€того фильма осталс€ только восьмой номер «»скусства кино» за 1976 год.

ƒругие несн€тые фильмы “арковского

ќсобое место в списке несн€тых фильмов режиссера занимает фигура ƒостоевского.  ажетс€, что “арковский хотел экранизировать все, что создал писатель. C середины 70-х он активно пробивал постановку «»диота». √оскино требовало сначала расписать за€вку, затем т€нуло с ответом и... по традиции отказало. ¬ роли –огожина и Ќастасьи ‘илипповны “арковский видел јлександра  айдановского и ћаргариту “ерехову. ƒл€ персонажа ћышкина режиссер искал непрофессионального актера, была даже мысль сыграть самому. Ћюбопытно, что в 1983 году студи€ все-таки расщедрилась на фильм, но режиссер уже работал в »талии и от переговоров отказалс€.

Ђ26 дней из жизни ƒостоевскогої

«26 дней из жизни ƒостоевского»

¬ конце 70-х у “арковского по€вилась иде€ фильма о самом ‘едоре ћихайловиче. ¬ роли ƒостоевского ему виделс€ любимый актер јнатолий —олоницын. ¬ √оскино на эту затею отреагировали прохладно и замысел отдали другому режиссеру, јлександру «архи, который сн€л фильм ,,26 дней из жизни ƒостоевского". ¬еликого писател€ по злой иронии прекрасно сыграл все тот же —олоницын.

Ќе случилось “арковскому и поставить картину по “омасу ћанну. ¬ разные периоды он хотел экранизировать и «¬олшебную гору», и «ƒоктора ‘аустуса».  огда велись переговоры о возможной постановке «»осифа и его братьев» в »талии, режиссер уже думал об операторе ¬адиме ёсове (в тот момент они еще работали вместе), а киносценарий хотел писать вместе с посто€нным соавтором јлександром ћишариным.  Ќо, углубившись в произведение, засомневалс€, а можно ли его поставить в принципе: «„итаю потр€сающего “омаса ћанна, „»осифа и его братьев“.  ака€-то потусторонн€€ по подходу книга. ѕотусторонн€€ кухонна€ сплетн€. —тановитс€ пон€тным, почему машинистка, кончив переписывать „»осифа“, сказала: „“еперь-то хоть € знаю, как это было на самом деле“. ƒа... ј что касаетс€ экранизации, то просто не знаю, что сказать. ѕока, по-моему, это непередаваемо».

¬ «ћартирологе» јндрей “арковский любил помечтать о будущих постановках и составл€л списки. ¬от один из последних, короткий, где нет уже ни «√офманианы», ни “омаса ћанна, ни любимого ƒостоевского: «≈вангелие» (Ўтайнер), √ессе («—тепной волк»), «Ѕедна€ ∆анна» или «»нквизитор», «—в€той јнтоний», «»оанн на ѕатмосе».

јндрей “арковский

јндрей “арковский

“арковский жаждал снимать. «а несколько мес€цев до смерти, испытыва€ чудовищные боли, он все еще верил в будущие работы. ѕоследние записи «ћартиролога» посв€тил «≈вангелию». ƒумал о художественном изображении √олгофы: чудеса, ангелы, видени€, предчувстви€, воспоминани€, сны. —обиралс€ достать кассеты с экранизаци€ми ѕазолини и ƒзеффирелли. «≈вангелие по Ўтайнеру, — писал режиссер незадолго до ухода из жизни, — насколько оно мое? ≈сли бы мое! Ќо смогу ли? ј что если не ≈вангелие, а эпизод из ≈вангели€? —лишком ло€льно. ясно только, что если снимать, даст Ѕог, то самое главное, на что способен. я обещал. Ќикаких „√офманиан“». Ѕолезнь и чувство близкой смерти развернули мысли художника в сторону вечных, св€щенных текстов. ¬прочем, прижизненное ≈вангелие не состо€лось. јндрей “арковский скончалс€ 28 декабр€ 1986 года в ѕариже. ≈му было всего 54 года.

–убрики:  ∆«Ћ
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку