-¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в  »Ќќ_»_¬—≈_ќ_Ќ≈ћ

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) ÷арство_ улинарии –ецепты_домохоз€ек
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) WiseAdvice

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.07.2016
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 2548


√ений отечественного кино - »ннокентий —моктуновский

ѕонедельник, 23 ќкт€бр€ 2017 г. 16:30 + в цитатник

Ќародный артист ———– (1974)
√ерой —оциалистического “руда (1990)
Ћауреат ƒиплома —  ———– на ¬ ‘ в Ћенинграде (1964, «√амлета»)
Ћауреат ѕремии ««олота€ доска» (преми€ журнала «„инема нуова») на ћ ‘ в ¬енеции (1964, «√амлет»)
Ћауреат Ћенинской премии (1965, «√амлет»)
Ћучший иностранный актер года (јнгли€, 1965 год)
Ћауреат ѕриза «—еребр€ное блюдо» на ћ ‘ в ѕанаме (1965, «√амлет»)
Ћауреат ѕриза ««а лучшее исполнение мужской роли» наа ћ ‘ в  артахене,  олумби€ (1969, «Ѕерегись автомобил€»)
Ћауреат приза ««а лучшую мужскую роль» на фестивале в —ан-—ебасть€не (1969, «„айковский»)
Ћауреат √осударственной премии –—‘—– имени братьев ¬асильевых (1971, «ѕреступление и наказание»)
Ћауреат ѕриза на фестивале советских фильмов в —орренто (1972, «ƒ€д€ ¬ан€»)
Ћауреат ѕриза  иноакадемии «Ќика-90» ««а лучшую актерскую работу» (1990, «ƒамский портной»)
Ћауреат ѕриза на ћ ‘ в —ан-–емо (1991, «ƒамский портной»)
Ћауреат √осударственной премии –—‘—– имени  . —. —таниславского (1994)
Ћучший актер года по опросу журнала «—оветский экран (1965, 1966, 1970)
ќдна из малых планет под номером 4926 зарегистрирована в международном каталоге под именем Smoktunovsky

 

ƒовоенное детство

»ннокентий —моктуновский родилс€ в селе “ать€новка  расно€рского кра€ в семье кресть€нина. «десь стоит отметить, что насто€ща€ фамили€ »ннокенти€ ћихайловича – —моктунович. ѕрадед »ннокенти€ ћихайловича (белорус по национальности) служил егерем в Ѕеловежской ѕуще. “ак уж случилось, что он случайно убил зубра, в результате чего по доносу был сослан в —ибирь. ¬ тех пор —моктуновичи и обосновались в  расно€рском крае.

¬ 1929 году семь€ —моктуновичей, спаса€сь от голода, покинула деревню. ¬ то врем€ в стране шла насильственна€ коллективизаци€, и родители »ннокенти€, не жела€ идти в колхоз, переехали сначала в “омск. “ам они осесть не смогли и отправились в  расно€рск, где жила родн€ отца.

¬  расно€рске отец, обладающий большой физической силой, устроилс€ работать в порт грузчиком, а мать пошла работать на колбасную фабрику. „тобы прокормить семью, она таскала с фабрики кости. ¬кус от бульона, сваренного из них, »ннокентий ћихайлович помнил, по его словам, всю жизнь.

ќднако така€ жизнь продолжалась недолго. ¬ 1932 году в стране разразилс€ второй, еще более страшный, повальный голод.  о всему прочему мать потер€ла работу. „тобы спасти детей родител€м пришлось пойти на крайние меры. ќни отдали двух сыновей –  ешу и ¬олодю – на воспитание тетке, родной сестре отца, Ќадежде ѕетровне, оставив у себ€ любимого младшего сына јркашу.

Ќадежда ѕетровна своих детей не имела. ∆енщиной она была необразованной, но очень душевной. —воих плем€нников она полюбила всем сердцем. ƒа и д€д€ ¬ас€, муж Ќадежды ѕетровны, вс€чески баловал реб€тишек, особенно  ешу. ≈му он подарил, хот€ старый, но насто€щий велосипед. ѕо тем временам это был поистине царский подарок. Ќо не все было так гладко. »ннокентий ћихайлович вспоминал: «∆изнь была бы вполне сносной, но начались ссоры между теткой и матерью, и эти скандалы здорово били мен€ по душе. «ащищать тетку значило предать мать, и наоборот».

¬ школе  еша училс€ более чем средне. ѕри этом мальчика отличало упр€мство и самосто€тельность мышлени€, и за это его недолюбливали учител€. »х раздражало, когда  еша не бо€лс€ с ними спорить и защищать свою точку зрени€.

¬ школе  еша впервые познакомилс€ с театром. ¬ 14 лет он посетил  расно€рский театр, который оставил в душе мальчика незабываемое впечатление. ≈му казалось, что сам воздух был наполнен волшебством и тайной, все было неведомо и немного страшно. Ѕлагодар€ этому посещению  еша вскоре записалс€ в школьный драмкружок, которым руководил актер  расно€рского театра —иницын.

ѕеред самой войной  еше пришлось оставить школу и пойти учитьс€ сначала на фельдшера, а позже на киномеханика. Ќо доучитьс€ он не успел…

¬ойна

¬ 1941 году началась война, отец ушел на фронт. Ѕольшой, сильный, он прощалс€ с семьей, и »ннокентий вдруг подумал: « ака€ больша€ мишень!». ќн словно почувствовал, что видит его в последний раз. “ак и случилось. ќтец погиб в 1942 году.

“ем временем на »ннокенти€ легла забота о содержании семьи - ведь у матери было шестеро детей. ёноше пришлось совмещать учебу в школе с зан€ти€ми на курсах киномехаников, а затем и работать. Ќо театр продолжал манить его. »ннокентий старалс€ найти врем€, чтобы попасть на спектакль. ƒенег на билеты, конечно, не было, так что приходилось идти на вс€кие ухищрени€. ј вскоре ему удалось устроитьс€ работать в театр статистом.

¬ театре »ннокентий работал недолго. ”же в €нваре 1943 года, его забрали в военное училище, но и там он не задержалс€. «а то, что он в учебное врем€ собирал оставшуюс€ в поле картошку, с него сорвали офицерские погоны и отправили на фронт - в самое пекло, на  урскую дугу. «атем ему довелось участвовать в форсировании ƒнепра, освобождении  иева. ¬спомина€ войну »ннокентий ћихайлович всегда подчеркивал: «Ќе верьте, что на войне не страшно, это страшно всегда. ј храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь».

¬ том же году во врем€ наступлени€ на  иев часть, в которой служил —моктуновский (будем его называть так, хот€ фамилию —моктунович на —моктуновский он помен€л лишь после войны), попала в окружение. “ретьего декабр€ в одном из боев под ∆итомиром —моктуновский был захвачен в плен. ”слови€ в немецком лагере дл€ военнопленных были нечеловеческими, и он прекрасно знал, что за попытку к бегству полагаетс€ немедленный расстрел. «Ѕыл и другой выход - желающим предлагали службу в –ќј... Ќо мен€ он не устроил», - признавалс€ »ннокентий ћихайлович.

Ўанс совершить побег представилс€ спуст€ мес€ц, когда их колонну немцы гнали в √ерманию. –ассказывает –имма ћаркова, ближайша€ подруга —моктуновского: «ќн ведь чудом бежал из плена.  огда их конвоировали, у  еши, простите за подробность, стало плохо с желудком. » когда он уже был не в силах терпеть, ему и еще одному пленному разрешили по нужде выйти из стро€. —моктуновский до конца жизни с благодарностью вспоминал этого солдата, который жестом показал ему оставатьс€ под мостом, а сам вз€л и скатилс€ на спине по снегу, смазав их следы. “ак отсутстви€ —моктуновского никто и не заметил. ј он чуть ли не сутки просидел в сугробе, а потом пробралс€ в близлежащую деревеньку». “ем временем домой в  расно€рск пришла повестка, что сын пропал без вести.

¬ течение нескольких недель —моктуновский скиталс€ по лесам, пр€чась от немцев. “о и дело впада€ в полузабытье от голода, он пробиралс€ через чащи, пока, наконец, не выбралс€ к деревушке ƒмитровка. «десь его умирающего от истощени€ подобрала старушка-украинка. — ее стороны это был довольно рискованный поступок, ведь за укрывательство советского военнопленного всей ее семье грозил расстрел. «–азве € могу забыть семью Ўевчуков, - вспоминал »ннокентий ћихайлович, - котора€ укрывала мен€ после побега из плена? Ѕаба ¬ас€ давно умерла, а ее дочь ќниська до сих пор живет в Ўепетовке, и эти дорогие, душевные люди, буквально спасшие мен€, бывают у нас, и мы всегда их радушно принимаем».

” Ўевчуков —моктуновский прожил около мес€ца, а в феврале 1944-го случай помог ему добратьс€ к партизанам. Ќесколько мес€цев он воевал в партизанском отр€де им. Ћенина  аменец-ѕодольского соединени€. ¬ мае 1944-го произошло соединение партизанского отр€да с регул€рными част€ми  расной армии. ¬ звании старшего сержанта, командира отделени€ автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии —моктуновский заслужил медаль ««а отвагу» - вторую в его биографии (первую, 1943 года, ему вручили сорок дев€ть лет спуст€, после войны, на мхатовском спектакле « абала св€тош» пр€мо в театре). «акончил войну »ннокентий ћихайлович в немецком городке √ревесмюлене.

”дивительно, что за все врем€ войны —моктуновский ни разу не был даже ранен. —удьба €вно берегла его.

¬озвращение в  расно€рск

ѕосле войны —моктуновский вернулс€ в родной  расно€рск. Ќекоторое врем€ он раздумывал какой из профессий себ€ посв€тить. ѕоначалу он пошел учитьс€ на фельдшера, затем какое-то врем€ работал в порту рабочим и даже хотел поступить в лесотехнический институт.

ќднако мечты о театре не покидали его, и —моктуновский решил устроитьс€ в театральную студию при  расно€рском театре, где был до армии статистом. —тудийцев нередко привлекали дл€ работы в театре, и —моктуновский за короткое врем€ успел отметитьс€ выходами в спектакл€х «»ван √розный», ««олушка», «ƒавным-давно» и др.

Ќо полное отсутствие какой-либо театральной школы сказывалось – на сцене он был страшно скован. —ам »ннокентий ћихайлович вспоминал: « огда € статистом пришел в театр, первым моим чувством был страх перед публикой. ¬ озноб бросало. » без того тихий голос становилс€ едва слышным. Ќе знал, куда себ€ деть, что делать с руками и ногами. ќщущение ужаса¬ющее!» ѕри этом же уже в те годы начал сказыватьс€ неуживчивый характер актера. ќн не раз выражал свое недовольство режиссеру, и тот в конце концов не выдержал и в 1946 году выгнал —моктуновского из театра.

6073048_smoktunovsky_06 (500x388, 48Kb)

 

ƒобровольна€ ссылка

ќбщеизвестно, как во врем€ и после войны официальные власти относились ко всем солдатам, побывавшим в плену. —моктуновский почувствовал это на себе, когда вернувшись в 1945 году после демобилизации в  расно€рск, столкнулс€ в военкомате в грубостью и презрением. » это несмотр€ на то, что он побывал в плену всего мес€ц, затем бежал, успешно воевал до конца войны и был награжден.

Ёто поразило его, у€звило и вселило в душу страх. Ѕыло от чего. ћногие после освобождени€ из фашистских концлагерей, вернувшись на родину, тут же были арестованы и отправлены в сталинские лагер€. Ёта участь вполне могла коснутьс€ и его. ѕоэтому, когда —моктуновского выгнали из  расно€рского театра, он решил отправитьс€ в Ќорильск.

«ѕоехал потому, - по€сн€л впоследствии »ннокентий ћихайлович, - что дальше него мен€, бывшего военнопленного, никуда не могли сослать - разве что на —еверный полюс... ¬от € и решил затер€тьс€ в Ќорильске, дев€том круге сталинского ада, среди ссыльных и лагерей. ј потом, мне просто некуда было податьс€ - по положению о паспортном режиме € не имел права жить в тридцати дев€ти городах. ћен€ в  расно€рск-то пустили только потому, что родом оттуда».

ќдновременно с этим »ннокентий ћихайлович мен€ет свою насто€щую фамилию —моктунович, из-за которой его, пол€ка по национальности, считали евреем, на более благозвучную —моктуновский.

¬ Ќорильске —моктуновский устроилс€ в труппу ¬торого запол€рного театра драмы и музыкальной комедии. «десь его талант сразу отметили, и роли посыпались как из рога изобили€. ѕричем среди этих ролей было и несколько главных.

¬ Ќорильске —моктуновский прошел прекрасную профессиональную школу. «десь работали бывшие заключенные актеры театров √”Ћј√а. “акое созвездие талантов раньше можно было встретить только в ћалом театре и во ћ’ј“е: ∆женов, ёровска€, Ћукь€нов и другие. ќсобенно сдружилс€ »ннокентий —моктуновский с √еоргием ∆женовым.

¬ Ќорильске »ннокентий ћихайлович проработал четыре года. Ѕыло много работы в театре, много интересных ролей. Ќо, в конце концов, суровый климат и скверное питание сделали свое дело. ” —моктуновского началс€ авитаминоз.

√еоргий ∆женов вс€чески убеждал его бросить Ќорильск и перебратьс€ в Ћенинград. ќн даже написал рекомендательное письмо к јркадию –айкину. ¬ результате —моктуновский действительно уехал из Ќорильска, но не в Ћенинград…

ћахачкала - —талинград

Ќа дворе сто€л 1950 год. »ннокентий —моктуновский не рискнул поехать в Ћенинград. ќн отправилс€ в ћахачкалу, где устроилс€ в труппу ƒагестанского русского драматического театра имени √орького. «десь же его впервые увидела актриса –имма ћаркова. ќна вспоминает: «¬ местном театре € его первый раз и увидела. » тут же загорелась идеей перевезти его в ћоскву. я же понимала, какой это актер». –имма ћаркова сообщила о талантливом актере —офье √иацинтовой. «≈сли возьмете его, можете смело полтеатра выкинуть», - говорила ей –имма ¬асильевна. «аинтересованна€ —офь€ ¬ладимировна написала —моктуновскому. «ав€залась в€ла€ переписка…

“ем временем, —моктуновский, недолго проработав в ћахачкале, в 1952 году перебралс€ в —талинград. Ќа это его сподвигло и нищенское положение в ћахачкалинском театре, и личные мотивы. ƒело в том, что »ннокентий ћихайлович женилс€ на актрисе –имме Ѕыковой, а той, как раз, предложили работу в —талинградском драмтеатре.

¬ начале 50-х —талинград, практически до основани€ разрушенный во врем€ войны, поднималс€ из руин благодар€ поддержке всей стра¬ны. ”дел€лось внимание и культурной жизни города - восстанавливалс€ местный театр имени √орького. ¬ 1952 году он был, наконец, построен в содружестве с московскими архитек¬торами, и его здание считалось одной из удачных новостроек го¬рода (оно было украшено лепными украшени€ми, имело дубо¬вый паркет, мебель полированного бука, а люстра в фойе весила 1500 кг и насчитывала 30 тыс€ч блесток хрустал€!). Ўефство над этим театром вз€ли несколько прославленных столичных теат¬ров, в том числе и Ѕольшой театр.

ѕервой постановкой театра стала пьеса ћаксима √орького «Ќа дне». «атем последовала постановка «”крощение строптивой» Ўекспира, в которой —моктуновскому досталась эпизодическа€ роль слуги Ѕьонделло. —вою маленькую роль актер сыграл так, что удостоилс€ хвалебной статьи в журнале «“еатр» (є 12 за 1954 год).

ќсобенно хорош —моктуновский был в сатирических амплуа. Ѕлагодар€ спектакл€м «ƒоходное место» ј. ќстровского и «Ѕольшие хлопоты» Ћ. Ћэнга он очень быстро завоевал симпатии местной публики.  азалось бы, актер, наконец, нашел свой театр, свой коллектив. ќднако за внешним благополучием скрывались серьезные проблемы.

¬о-первых, у —моктуновского, и ранее не отличавшегос€ покладистым характером, возник конфликт с режиссером театра ‘ирсом Ўишигиным, человеком, наделенным диктаторскими замашками. –ежиссер буквально подавл€л своим темпераментом молодого актера.

¬о-вторых, »ннокенти€ ћихайловича ждали непри€тности на семейном фронте. ћолода€ жена —моктуновского неожиданно серьезно увлеклась только что прибывшим в театр молодым актером. ¬се это однажды окончилось вы€снением отношений между —моктуновским и его соперником, которое переросло в форменную драку.

ѕрофком театра, собравшийс€ на следующий день, постановил, что кто-то из двух супругов должен покинуть труппу. “еатр (а заодно и свою жену) покинул »ннокентий —моктуновский. Ёто было в €нваре 1955 года.

’ождение по мукам

—моктуновский твердо решил перебратьс€ в ћоскву. ќбодренный перепиской с —офьей √иацинтовой, он отбил ей телеграмму: «√отов приехать посто€нную работу. —ообщите когда чем сможете предоставить дебют уважением —моктунов¬ский». » хот€ в ответной телеграмме —офь€ ¬ладимировна была доволь¬но сдержанна и ничего ему не обещала, в €нваре 1955 года он отправилс€ в ћоскву.

ѕокорение столицы оказалось делом непростым. ¬ Ћенком —моктуновского не прин€ли, несмотр€ на то, что при просмотре ему помогала –имма ћаркова. ќна же повела его по другим театрам - в “еатр сатиры, “еатр драмы и комедии, ÷ентральный театр —оветской јрмии, ƒраматический театр имени —таниславкого, “еатр-студию киноактера… Ќо ни в один из них он прин€т не был.

—моктуновский оказалс€ в совершенно безвыходной ситуации. —частье, что иной раз выручали истинные друзь€ - –имма и Ћеонид ћарковы. ” них он порой ночевал, обедал. Ќо чаще голодный, в потертом лыжном костюме (единственном своем туалете), он бродил по летней ћоскве. ƒеньги вскоре кончились, и —моктуновский продавал вещи, но, тем не менее, из столицы не уезжал. Ќаконец, удалось получить работу «на разовых» в “еатре Ћенинского комсомола, где он выходил в рол€х без слов. јктера не смущало то, что оплата за такой выход была 7 рублей, и спать порой приходилось на подоконнике.  то знает, как дальше сложилась бы его судьба, если бы не вмешалось само провидение…

6073048_smoktunovsky_05 (369x500, 24Kb)

 

—оломка

¬ один из тех дней он познакомилс€ с девушкой по имени —аломе€, котора€ впоследствии стала его женой, верным спутником и другом на прот€жении 40 лет, матерью его двоих детей. —аломе€ ћихайловна вспоминает:

«ћне было 28 лет, никаких романов серьезных у мен€ до этого не было. я не была замужем, но считала себ€ очень счастливой, поскольку обожала свою работу и посто€нное общение с талантливыми актерами. ¬ыража€сь современным €зыком, была € девушкой вполне самодостаточной. » вот € встретила »ннокенти€ ћихайловича. Ѕыл ли это солнечный удар, как описывает чувство влюбленности Ѕунин? —корее нет. —корее это было все врем€ разгоравшеес€ чувство. ѕредвидела ли € сразу его огромный гениальный дар? —казать «да» тоже было бы преувеличением. я и сегодн€ не смогла бы точно определить его. — моей точки зрени€ - это дар судьбы, нека€ тайна. ƒа и встреча наша и любовь тоже носили на себе отпечаток перста судьбы - ведь более разных судеб, чем у »ннокенти€ ћихайловича и у мен€, придумать трудно. я родилась в »ерусалиме, поскольку мо€ мать, молода€ идеалистка из Ћитвы, приехала основывать в ѕалестине коммуны - кибуцы, а затем отправилась на строительство новой жизни в ———–. ј »ннокентий ћихайлович, как вы знаете, родилс€ в —ибири в деревне “ать€новка. ћожет быть, св€той воздух »ерусалима помог нашей встрече, но глубока€ любовь, полнейшее понимание друг друга, мое осознание его гениального предназначени€ пришли позже».

–ассказывает ≈лена  ореневска€: «ќн звал ее —оломка, и она действительно стала дл€ него той соломкой, ухватившись за которую он медленно, но верно вплыл в другую жизнь, навстречу своему успеху, славе, тем высотам, которые подчас не только анализировать, но даже пон€ть невозможно. ѕрежде всего, переехав к жене, он получил «прописку», страшное заветное слово, без которого ни на какую работу не брали. Ќо куда важнее прописки было другое. »ннокентий ћихайлович не раз говорил мне, что он почти физически ощутил, что все страшное позади, что есть на свете доброта, есть любовь и ее так много в этой хрупкой девушке, что она буквально поднимала и несла его».

—аломе€ работала в костюмерных мастерских театра художником-костюмером и имела много друзей в столичной артистической среде. ќд¬ним из них был известный режиссер Ћеонид «ахарович “рауберг. »менно через него —моктуновского удалось представить »вану јлександровичу ѕырьеву, который распор€дилс€ пристроить актера в “еатр-студию киноактера. Ћеонид «ахарович вспоминал: « ак-то рассказал € ѕырьеву: живет в ћоскве диковатый провинциальный актер, говор€т, талантлив, ни угла, ни театра, ни ма€чащей роли в массовке. ѕо амплуа - нечто вроде «неврастеника». ѕырьев брезгливо отмахнулс€: «ƒо чего же € этих неврастеников не терплю.  акой же он талант, если в “еатре киноактера не состоит? “ам все - таланты, сверх¬таланты! ѕусть хоть один без таланта будет, неврастеник. Ќадо б ему комнатку в общежитии дать...»

ѕосле этого разговора ѕырьев написал руководству “еат¬ра-студии киноактера письмо с просьбой вз€ть к себе в штат ак¬тера —моктуновского. Ёта просьба была, естественно, выполне¬на, однако с новичка тут же вз€ли слово - не пытатьс€ пролезть в кино. ќн и не пыталс€. ¬ кино его просто пригласили…

ѕервые роли в кино

¬ “еатре-студии киноактера —моктуновскому довелось играть в пьесе Ѕернарда Ўоу « ак он лгал ее мужу» вместе с ≈леной  узьминой, женой знаменитого режиссера ћихаила –ома. ќна-то и порекомендовала —моктуновского своему мужу, который в то врем€ снимал фильм «”бийство ни улице ƒанте». –омм пригласил актера на эпизодическую роль - молодого доктора, сотрудничавшего с немцами. ѕо сю¬жету эпизод, в котором был зан€т —моктуновский, длилс€ не¬сколько секунд: ему надо было войти в кабачок и сообщить, что к ћадлен “ибо едет сын Ўарль, но съемка неожиданно зат€нулась…

¬от что вспоминает об этом ћихаил  озаков: «Ётот актер в кадре выгл€дел крайне зажатым, оговаривалс€, «порол» дубли, останавливалс€, извин€лс€... –омм его успокаивал, объ€вл€л новый дубль, но истори€ повтор€лась... ћихаил »льич был сторонником малого количества дублей... ј в злополучном эпизоде «ка¬бачка» было дублей п€тнадцать, не меньше, и ни одного законченного. Ќонсенс! —ъемка не заладилась, нерв дебютанта передалс€ всем окружающим. Ётот застопорившийс€ кадр снимали чуть ли не всю смену. «абегали ассистенты режиссера, стали предлагать –омму заменить бездарного актера. –омм вдруг побагровел, стал злым (что с ним редко случалось) и шепотом сказал: «ѕрекратите эту мышиную возню! јктер же это чувствует. ≈му это мешает. Ќеужели вы не видите, как он талантлив?! —нимаетс€ первый раз, волнуетс€.  озакову легче: у него больша€ роль, он знает - сегодн€ где-то не выйдет, завтра наверстает, а вот этот эпизод - это дь€вольски трудно! ј артист этот талантлив, он еще себ€ покажет. Ќадо сказать, что все, в том числе и € (к стыду своему), удивились словам ћихаила »льича о талантливости этого с виду ничем не примечательного провинциала. ј им был »ннокентий —моктуновский!»

¬ том же 1956 году —моктуновский сыграл лейтенанта ‘арбера в фильме јлександра »ванова «—олдаты». ќбраз, созданный актером, получилс€ живым, запоминающимс€, что сразу отметили многие критики. Ёта картина круто изменила его судьбу…

Ѕƒ“

Ќа одном из просмотров фильма «—олдаты» —моктуновского увидел режиссер Ћенинградского Ѕольшого драматического театра √еоргий “овстоногов. –ежиссер был буквально пленен глазами актера. ¬ те дни в Ѕƒ“ ставили «»диота» ‘. ƒостоевского, и “овстоногов никак не мог отделатьс€ от впечатлени€, что у этого актера глаза ћышкина.

 огда —моктуновский по€вилс€ в Ѕƒ“, роль ћышкина исполн€л другой актер. ѕоэтому ввод в роль «вар€га» был встречен большинством труппы враждебно.  акое-то врем€ —моктуновский сносил вес обиды и насмешки стоически, но затем не выдержал: подал сначала одно, затем второе за€вление об уходе. Ќо √еоргий јлександрович каким-то удивительным образом заставил его изменить свое решение. ¬ этот момент (как, впрочем, всегда по жизни) поддержала актера его жена. ««атаись,  ешутка, у теб€ прекрасный помощник - ‘едор ћихайлович ƒостоевский, и все у теб€ получитс€», - успокаивала она.

—казать, что получилось – не сказать ничего. —пектакль, состо€вшийс€ 31 декабр€ 1957 года, имел неверо€тный успех. Ёто был фурор, сенсаци€! ¬споминает –имма ћаркова: « ака€ это была высота! ” мен€ от восторга аж зубы зудели, такое потр€сение было».

ј вот, что рассказывает ≈лена  ореневска€: «я сидела не шелохнувшись в третьем р€ду, и самым потр€сающим впечатлением дл€ мен€ стала сцена в первом действии, когда –огожин - актер ≈вгений Ћебедев - спрашивает у кн€з€ ћышкина, каковы его отношени€ с женщинами. «ј € женщин не знавал», - отвечает смущенный ћышкин, и краска медленно поднимаетс€ у него по щекам. я была так ошеломлена спектаклем, что снова попросилась на то же место в третий р€д.  ак же € была поражена, когда в той же сцене с –огожиным краска смущени€ вновь залила щеки кн€з€. Ёто было насто€щее чудо.  ака€ система —таниславского, какие трюки могут вызвать снова ту же реакцию? ќбъ€снени€ € не нахожу и по сей день».

«»диот» стал судьбоносным спектаклем в жизни актера. «Ќе знаю, - писал спуст€ годы —моктуновский, - как бы сложилась мо€ творческа€ жизнь и вообще мо€ жизнь, если б мен€ не столкнуло с наследием ƒостоевского». ¬сех своих последующих героев он измер€л по шкале ћышкина и, так или иначе, награждал чертами геро€ ƒостоевского.

«ƒев€ть дней одного года»

ѕериод с 1960 по 1966 год – самый плодотворный в биографии »ннокенти€ ћихайловича. ¬ эти годы вышло большое количество фильмов с его участием. ћногие из них были отмечены различными наградами, а сам актер приобрел мировую известность. ј началось все с картины «ƒев€ть дней одного года»…

¬ 1960 году ћихаил –омм собралс€ ставить свой новый фильм, который должен был называтьс€ «365 дней». ќдного из двух главных героев, физиках-€дерщиках, должен был играть јлексей Ѕаталов, другого - ёрий яковлев. ќднако перед самым началом съемок случилось непредвиденное. яковлев попал в аварию. ’от€ все обошлось, но в больницу ему все же лечь пришлось. ћихаил –омм и автор сценари€ ƒаниил ’рабровицкий стали срочно искать ему замену. » тут ’рабровицкий вспомнил про —моктуновского.

јктер первоначально отнесс€ к этому без особого энтузиазма, но прочитав сценарий он изменил свое мнение. «я вз€л сценарий ’рабровицкого и прочел его на едином дыхании, - рассказывал »ннокентий ћихайлович, - проглотив, выпив его. ’охотал, плакал, уходил куда-то вдаль от реального, радовалс€ бытию, играл, проигрывал и вновь был предельно возбужден. », как помнитс€, не спал. —ценарий был хорош, образ »льи поражал. “ака€ законченность в драматургии - случай редчайший, если не единственный за мою практику».

¬ ходе съемок название фильма изменилось на «ƒев€ть дней одного года».  артина вышла на экраны в 1962 году и имела большой успех, как у зрителей, так и на различных фестивал€х. Ѕыла отмечена и работа —моктуновского – на фестивале в  арловых ¬арах он получил приз за лучшее исполнение мужской роли.

Ќе случайно, что по опросу читателей журнала «—оветский экран», она была названа лучшим фильмом года.

«√амлет»

≈ще больший успех ожидал —моктуновского два года спуст€, когда на экраны вышел фильм √ригори€  озинцева «√амлет», в котором он сыграл главную роль - принца ƒатского. ћысль пригласить на эту роль —моктуновского пришла к режиссеру случайно, когда он увидел актера в одном из фильмов.  озинцев рассказывал: «я вернулс€ домой и знал, что √амлет есть! » никаких сомнений, колебаний, фотопроб, кинопроб не было! Ѕыл √амлет только такой и никакой другой!..»

ќднако так думали далеко не все коллеги режиссера по съемочной группе. Ќапример, оператор јндрей ћосквин и художник —улико ¬ирсаладзе были категорически против кандидатуры —моктуновского. ћосквин так и за€вил  озинцеву: «Ќе вижу в —моктуновском √амлета. —нимать его не буду. ¬нешность не подходит. Ќикакой гример не поможет». ¬ результате  озинцев прин€л решение снимать —моктуновского без вс€ких проб…

«√амлет» вышел на экраны в 1964 году. » с этого же года началось его триумфальное шествие по миру.  инофестиваль шекспировских фильмов в ¬исбадене, ћеждународный кинофестивали в ¬енеции, —ан-—ебасть€не, ѕанаме, —ан-‘ранциско, Ћиме… Ёто далеко неполный перечень фестивалей, где «√амлет» удостаивалс€ высоких призов. ¬ јнглии, например, в 1965 году «√амлет» был назван лучшим иностранным фильмом, а —моктуновский - лучшим иностранным актером года. јнглийские зрители отмечали, что советский «√амлет» более современный, чем даже «√амлет» Ћоренса ќливье.

“акой успех не могли не заметить и в —оветском —оюзе. ѕоэтому в 1965 году  озинцеву и —моктуновскому была присуждена Ћенинска€ преми€.

¬ роли Ћенина

  середине 60-х »ннокентий —моктуновский был уже необыкновенно попул€рен. «рители неоднократно выбирали его лучшим киноактером года, да и среди коллег артистов он имел очень высокий авторитет. Ќачинающие актеры и вовсе стремились играть «под —моктуновского». Ќе было проблем и с работой - среди кинорежиссеров он был просто нарасхват.

»менно в этот период режиссер »ль€ ќльшвангер пригласил —моктуновского в картину «Ќа одной планете» на роль… Ћенина. ѕервоначально »ннокентий ћихайлович просто растер€лс€. «атем же попыталс€ тактично отказатьс€ от такой «чести». Ќе получилось. јктера вызвали в Ћенинградский обком партии, долго уговаривали, а потом за€вили, что в случае отказа поспособствуют тому, чтобы «задвинуть» его кандидатуру при выдвижении на Ћенинскую премию за фильм «√амлет». —моктуновскому пришлось согласитьс€.  ак и следовало ожидать, фильм получилс€ посредственный и осталс€ практически незамечен ни зрител€ми, ни критикой.

6073048_smoktunovsky_04 (348x500, 26Kb)

 

ёрий ƒеточкин

¬ 1965 году Ёльдар –€занов предложил —моктуновскому сыграть, главную роль в его новой картине «Ѕерегись автомобил€». »дею этого фильма режиссеру подсказал ёрий Ќикулин.  ёрий ¬ладимирович однажды услышал историю об одном водителе, который хотел разоблачить руководство своей автобазы, замешанное в махинаци€х и воровстве. ќднако вместо этого милици€ сфабриковала на него дело, и мужчина отправилс€ за решетку. ¬ыйд€ на свободу, водитель решил наказать своих обидчиков. ќн стал воровать у них машины, а вырученные от их продажи деньги переводил в детские дома.

–€занову иде€ фильма понравилась. ќднако в сценарии историю несколько изменили – исключили причину, по которой главной герой стал угонщиком. Ќикулину такой оборот дела не понравилс€, и он отказалс€ от роли: «√лавное пропало: почему мужик вз€лс€ воровать машины. –€занов говорит: ну, блаженненький он, бзик у него. Ќо € такое играть не могу. ћне надо твердо знать, почему миллионы живут себе спокойно, а € стал угонщиком».

“огда то –€занов и обратил внимание на »ннокенти€ —моктуновского. ¬ысокое кинематографическое начальство тут же за€вило, что актер, сыгравший роль Ћенина, не может играть жулика. –ежиссеру стоило больших трудов получить согласие. «¬едь у нас «жулик» благородный, он персонаж глубоко положительный!» - увер€л –€занов самого министра кинематографии.

  счастью убедить удалось. «Ѕерегись автомобил€» на долгие годы стал одним из самых любимых зрител€ми фильмов, а —моктуновский в очередной раз был назван лучшим актером года.

¬тора€ половина 60-х

¬ 1966 году »ннокентий —моктуновский возвратилс€ в Ѕƒ“, который он покинул в 1960 году. ќн откликнулс€ на предложение √еорги€ “овстоногова, который решил показать спектакль «»диот» за рубежом.

√астроли в ѕариже и Ћондоне прошли с огромным успехом. јнглийские издани€ писали: «»сполнение —моктуновским роли кн€з€ ћышкина возвышаетс€ над всеми остальными впечатлени€ми сезона».

ќднако вскоре у —моктуновского внезапно обострилась болезнь глаз, и он вновь оставил театр.

¬ св€зи с болезнью »ннокентий —моктуновский больше года почти не снималс€ в кино. “риумфальное возвращение состо€лось в 1968 году, когда он сыграл сразу две €ркие роли – ѕетра »льича „айковского в одноименном фильме »гор€ “аланкина и ѕорфири€ ѕетровича в картине Ћьва  улиджанова «ѕреступление и наказание». –аботы были отмечены призами и преми€ми, а «—оветский экран» вновь назвал его лучшим актером года.

70-е годы

— начала 70-х положение —моктуновского в кино изменилось. ѕосле блест€щей роли ¬ойницкого в фильме јндре€ ћихалкова- ончаловского «ƒ€д€ ¬ан€» по пьесе ј.ѕ.„ехова »ннокентий ћихайлович около дес€ти лет не снималс€ в главных рол€х. Ќет, его по-прежнему часто приглашали, но вс€кий раз на эпизоды. Ќо и в маленьких рол€х великий актер продолжал демонстрировать свое мастерство.

¬от что по этому поводу писала критик ≈лена √орфункель: «¬ообще эпизодические персонажи —моктуновского выпуклы и художественно ос€заемы везде, как бы ни различались конкретные «тексты» фильмов, в которых они по€вл€ютс€. —моктуновский в короткой роли заметен и остр, что св€зано и с его большим опытом, и со своеобразием техники - техники в том смысле, как можно судить о технике художника, мастера, каждому сюжету воздающего по цене. ƒл€ каждого случа€ находитс€ свой прием, позвол€ющий говорить исчерпывающе и придавать даже крохотной роли законченность художественной формы».

„то же касаетс€ театральной де€тельности, то в 1973 году »ннокентию ћихайловичу предложили работу в ћалом театре. Ќо там он долго не задержалс€. ¬ 1976 году он ушел в ћ’ј“, где и играл до конца своих дней. ќчень быстро —моктуновский стал ведущим мхатовским актером, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра. ¬ наибольшей степени созвучными творческой индивидуальности актера оказались чеховские образы: »ванов («»ванов»), ƒорн («„айка»), √аев («¬ишневый сад»), —еребр€ков («ƒ€д€ ¬ан€»). ¬ роли »ванова актер выдел€л тему бессили€, разочаровани€, тоски и суда над собой.

80-е – 90-е годы

80-е годы дл€ —моктуновского в кино ознаменовались сотрудничеством с режиссером Ћеонидом ѕчелкиным. –ежиссер задействовал его в главных рол€х в своих телефильмах: «ѕоздн€€ любовь» и «—ердце не камень» по пьесам ј. ќстровского, «ƒети солнца» по пьесе ћ.√орького. ј в 1991 году он же пригласил »ннокенти€ ћихайловича в телесериал «ƒело —ухово- обылина».

— начала 90-х годов —моктуновский все чаще вынужден соглашатьс€ играть «проходные» роли. ѕричина была банальна – приходилось искать средства к существованию —ам актер признавалс€: «–аньше € строже относилс€ к выбору ролей... ј сейчас говорю - говорю это со стыдом - мной руководит другое. —прашиваю: сколько вы мне заплатите за это безобразие?»

» все же некоторые работы заслуживают внимани€. “ак за главную роль, сыгранную в картине «ƒамский портной», —моктуновский был удостоен приза «Ќика» и отмечен дипломом на фестивале и —ан-–емо.

  середине 90-х в послужном списке актера было уже более 80 ролей в кино и на телеэкране и свыше 50 - в театре.  огда в одном из интервью »ннокенти€ ћихайловича спросили, какие из сыгранных ролей ему особенно дороги, актер ответил: «¬ кино это «ƒочки-матери», «ƒ€д€ ¬ан€», «∆ивой труп» (не вс€ картина, только мо€ работа) - это уже частички моего мышлени€. я их благословл€ю. ј мо€ единственна€ велика€ работа - на сцене, в «»диоте». ќна вечна€, легендарна€: видел по лицам зрителей, как они начинали трепетать. Ќу и «√амлет», хот€ работа отражала суть того времени...»

√ений

ѕри всей своей гениальности, »ннокентий ћихайлович был необычайно скромным и застенчивым человеком. ¬ то же врем€ сам он отчетливо понимал свою гениальность.

–ассказывает ≈лена  ореневска€: «—транно, что и сам —моктуновский при всей своей незвездности и безусловной скромности тоже своим тихим голосом признавал, что он - гений. » говорил это, смущенно опуска€ глаза, как будто стесн€лс€, но не мог не отметить очевидного факта. » когда наша соседка јлла ƒемидова спросила его, кого из современных актеров он ставит себе вровень, »ннокентий ћихайлович тихо ответил: «Ќикого». ј сид€ в самолете р€дом с ќлегом ≈фремовым и пристально вгл€дыва€сь в иллюминатор, как бы стара€сь рассмотреть космос, он вдруг повернулс€ к ≈фремову и сказал: «ќлег, а € ведь - космический актер». » не было в этом никакого хвастовства, просто констатаци€ факта».

¬ нем вообще было много детского. ƒаже обращались к нему все очень по-доброму -  еша, хот€ сам актер ужасно не любил фамиль€рности.

—емь€

 ак уже говорилось, в личной жизни »ннокентий ћихайлович был счастлив. —о своей женой —аломеей ћихайловной он прожил долгую жизнь.  ак отмечала —аломе€ ћихайловна: «∆или мы очень скромно, и к тому же приучили детей». ѕри этом люб€щий отец нередко баловал детей - ћарию и ‘илиппа подарками, которые привозил из-за границы. ќднако самым главным подарком дочь ћари€ считает жизнь, которую им подарили родители.

»ннокентий ћихайлович очень хотел, чтобы ћари€ стала актрисой. ќн с детских лет брал ее на съемки фильмов. ћари€ »ннокентьевна рассказывает: «ѕапа мне, конечно, помогал - уроки —моктуновского € получила уже на съемочной площадке. ќн репетировал со мной и стремилс€, чтобы € не увлекалась внешним рисунком роли, а старалась полностью перевоплотитьс€». ¬месте с отцом она сн€лась в картинах «—ердце не камень», «ƒина», «ƒело», «ƒамский портной», сыграла в спектакле «»з жизни дождевых червей» о сказочнике јндерсене... «ќн был требователен, в какие-то моменты даже строг, - отмечает ћари€ »ннокентьевна. - ќн говорил, что и в жизни, и в искусстве, в работе актера в первую очередь необходима самодисциплина, к которой он всегда призывал и нас».

”мер »ннокентий ћихайлович летом 1994 года после очередного инфаркта.

ѕосле смерти отца ћари€ —моктуновска€ вместе с режиссером ћариной “урчанович поставили моноспектакль «ћен€ оставили жить» по воспоминани€м »ннокенти€ ћихайловича о войне.

1 (294x500, 156Kb)

2 (415x500, 97Kb)

3 (313x500, 155Kb)

4 (348x500, 57Kb)

–убрики:  ∆«Ћ
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку